excursovod_spb


Содружество гидов и экскурсоводов СПб


Прошла презентация экскурсии «По местам съемок телесериала Война и мир»
bloha_v_svitere
Оригинал взят у homaaxel в Прошла презентация экскурсии «По местам съемок телесериала Война и мир»
22 июня состоялась пресс-конференция, посвященная запуску новой экскурсионной программы «По местам съемок телесериала Война и мир». В мероприятии приняли участие: генеральный директор СПБ ГКУ «ГТИБ» Евгений Панкевич, пресс-секретарь Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Галина Громова, а также представители турбизнеса.


Read more...Collapse )

Герцогиня Курляндская на пути к российскому трону
bloha_v_svitere
Оригинал взят у homaaxel в Герцогиня Курляндская на пути к российскому трону
Автор статьи - Доктор исторических наук Н. Павленко.
Источник - https://www.nkj.ru/archive/articles/6822/

Десять лет правления племянницы Петра I Анны Иоанновны - с 1730 по 1740 год - остались в истории России мрачным безвременьем. Малообразованная, ленивая, жестокая и капризная, она не способна была управлять огромной империей. Публикуемая статья известного нашего историка, изучающего XVIII век России, рассказывая о годах, предшествующих вступлению герцогини Курляндской на русский престол, пытается выявить в ее воспитании и окружении, характере и обстоятельствах жизни те зерна, которые взрастили именно такого человека.

Время, когда со всех концов страны в Москву свозили красавиц на выданье, а царь выбирал из их числа суженую, отошло в прошлое. Уже мать Петра I сама присмотрела для сына невесту - Евдокию Лопухину. Правда, брак оказался недолговечным. По свидетельству современника, Евдокия, воспитанная по правилам архаичного Домостроя, хотя и была "лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом несходную своему супругу".

Вторую супругу Петр выбрал себе сам - не боярышню и не дочь чем-то отличившегося дворянина, а безродную пленницу Марту, служанку пастора Глюка. Вместе с ним она оказалась трофеем русских войск, овладевших небольшой крепостью Мариенбург, где пастор имел приход.
Read more...Collapse )

Собрание
Evgeny Tararin
По следам сегодняшнего собрания хочу сказать следующее. На мой взгляд, сверхцелью обновленной Ассоциации/Содружества должно стать создание при Содружестве учебного центра, который станет единственной в городе организацией, которая проводит обучение будущих гидов, вместе с городскими гос.структурами занимается аккредитацией/аттестацией гидов, а также только через этот учебный центр при Содружестве должно осуществляться взаимодействие гидов с музеями. Только тогда можно будет добиться каких-то реальных сдвигов. Как это осуществимо на практике - тут у меня мыслей, к сожалению, пока нет. Но пока в городе существует с десяток фирм, которые занимаются обучением гидов и содействуют в первичном получении лицензий, а также в их продлении, то музеи, в лучшем случае, могут только принять к сведению мнение Содружества. Содружество сейчас не занимается ни обучением, ни получением/продлением лицензий. Поэтому что можно ждать от музеев? Вполне логично будет снова слышать от них в ответ, что музеи денег с гидов не берут, что за все платят турфирмы, итд итп, что они и раньше отвечали. До тех пор, пока процесс обучения/лицензирования/аттестации не будет проходить под крылом одной организации (и не какой-нибудь, а именно при Содружестве), то никаких кардинальных изменений в наших отношениях с музеями не будет.

А пока надо, ссылаясь на проект закона с аттестацией, просить музеи проводить продление лицензий 1 раз в 5 лет. Думаю, просить надо по максимуму. Но если те музеи, которые раньше продлевали только на 1 год сделают для начала продление на 2 года, то это уже будет небольшая победа. Также от музеев надо просить ужесточения контроля за нелегальными гидами.

40 малоизвестных фактов про Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге
bloha_v_svitere
Оригинал взят у upsya в 40 малоизвестных фактов про Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге
На прошлой неделе мне повезло побывать в нашем старейшем цирке в С-Петербурге - Цирке на Фонтанке.
Побывать не просто на экскурсии, а побывать за кулисами его в день, когда выступлений не было.
Нам показали цирк практически от и до, мы побывали и в царской ложе и в конюшне цирковых лошадей, на выставке клоуна Олега Попова и в единственном в России музее циркового искусство.
Было очень интересно, и я решил вспомнить то, что нам рассказывали в виде перечня малоизвестных фактов о цирке, и проиллюстрирую своими фотографиями.

1. Год назад цирку вернули его историческое название - Чинизелли. Сейчас для многих оно еще не привычно, но я за возвращение к оригинальным названиям и всячески приветствую возвращение Чинизелли в Питер.


Много интереснейших фактов про наш циркCollapse )
Tags:

Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Египетский кот".
bloha_v_svitere
Оригинал взят у marinagra в Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Египетский кот".

Авторы котоальманаха "Коты через века" alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию  выпуск, посвященный египетскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать ЗДЕСЬ.



Путешествуя по странам и континентам, мы с вами видели, как любят кошек в Японии и в России, в Англии и во Франции, как вдохновляют кошачьи образы художников и поэтов всего мира. Однако нигде и никогда почитание кошек не было столь глубоким и безусловным, как в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли кошек и поклонялись им?

85267_original.png

Религиозные воззрения древних египтян - это та сторона древнеегипетской истории, которая, похоже, больше всего интересует современного человека. Ментальность современной Европы выросла из верований и мировоззрения совсем других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, – явление абсолютно уникальное.
В Древний Египет!Collapse )

Притяжение Египта. Памяти Владимира Семеновича Голенищева.
bloha_v_svitere
Оригинал взят у victorsolkin в Притяжение Египта. Памяти Владимира Семеновича Голенищева.
Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Владимира Семеновича Голенищева, выдающегося русского египтолога и коллекционера, востоковеда с поистине энциклопедическими знаниями, помимо египтологии внесшего свой значимый вклад в развитие ассириологии, изучение древней земли Урарту и клинописного письма. И все же, несмотря на огромный диапазон своих интересов, Владимир Голенищев был, прежде всего, первым профессиональным российским египтологом, оставившим после себя Отечеству не только многочисленные, поистине бесценные научные исследования и публикации и знаменитую коллекцию памятников древнеегипетского искусства, но и сложившуюся египтологическую традицию, продолженную Б.А. Тураевым, О. фон Леммом, В.В. Струве.

К сожалению, многие его труды так и не были изданы, особенно те, что появились во второй половине его жизни, проведенной в эмиграции во Франции. Имя ученого, не принявшего революцию и с болью в 1915 году решившего не возвращаться в Россию, многие годы если не было забыто – вклад египтолога был слишком значим, чтобы его можно было бы не замечать, - то, пожалуй, лишено того места, которое должно было бы занимать по праву. В некоторых отечественных статьях предпринимались попытки назвать имя ученого, с которого в России началось профессиональное изучение цивилизаций долины Нила; поразительно, что таковым называли О. Фон Лемма, выдающегося коптолога, чьи работы, все же были в тени трудов и личности Голенищева, с которым он был связан узами дружбы и общих профессиональных интересов. Можно ли не отдать первенство человеку, с которым считали за честь консультироваться в своих исследованиях не только Тураев, Викентьев, Струве, но и Г. Масперо, Г. Бругш, А. Гардинер, Дж. Брэстед, П. Лако; именно трудами Голенищева в российскую науку был привнесен иной образ мыслей, подлинный профессионализм в исследовании, открыты новые горизонты изучения Древнего Египта.



В.С. Голенищев. Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Владимир Семенович родился 17 января 1856 года в Петербурге, в семье Царскосельского купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Семена Васильевича Голенищева (1821?-1858), мать будущего египтолога – Софья Гавриловна Голенищева (1837?-?). Интерес юного Голенищева к Востоку начался очень рано, в детстве; он сам связывал его со своим гувернером, швейцарцем, который, обладая превосходным образованием, привил юному воспитаннику любовь к древности и языкам. В 14 лет Владимир приобрел свой первый египетский подлинный памятник, послуживший началом долгим годам собирательства. Первые исследования Голенищева датируются 1874 годом ; это было начало долгого пути в восемь десятилетий, полностью посвященного древности. Темы, заинтересовавшие его в начале пути – прежде всего, аспекты древнеегипетского мировоззрения и толкование отдельных иероглифических знаков египетского письма, определили одну из важнейших областей интереса востоковеда – перевод и интерпретация памятников египетской письменности, египетский язык и, в особенности, его синтаксис. В 1875-1879 гг. Голенищев учился на факультете восточных языков Петербургского университета, где его научным руководителем был известный арабист В.Р. Розен. В университеские годы истинной школой Голенищева становятся стены Эрмитажа; здесь Голенищев разворачивает древние свитки, публикация которых вводит его в число ведущих египтологов того времени. Еще в 1876 году в Германии вышла его статья , написанная по итогам выступления талантливого студента на Международном конгрессе востоковедов в Петербурге и посвященная содержанию найденного им в фондах Эрмитажа папируса. Голенищев видел в нем первоначально единый текст, а лишь позже установил, что речь идет о двух разных документах, папирусах с бесценными текстами «Поучения Мерикаре» (1116 а) и «Пророчества Неферти» (1116 б). Доклад вызвал интерес к молодому ученому и снискал большой успех. В это же время Голенищев опубликовал свое очень значимое исследование, посвященное «Стеле Меттерниха», определившее специфику изучения т.н. «циппи Хора» ритуальных целительных изображений Хора-младенца, попирающего крокодилов, змей и другие враждебные человеку силы. Наряду с иероглификой и арабским, Голенищева привлекали также тексты каппадокийских табличек , купленных им по случаю в Константинополе, и ассирийская клинопись, истокам формирования которой было посвящено несколько его работ.

Read more...Collapse )

Египет и не только в Эрмитаже, или то, чему порадовались бы в ИГИЛ
bloha_v_svitere
Оригинал взят у victorsolkin в Египет и не только в Эрмитаже, или то, чему порадовались бы в ИГИЛ

На прошлой неделе, читая лекции в Петербурге, конечно же, зашел в Государственный Эрмитаж. Я уже привык к тому кошмару, который творится в его египетском зале, где экспозиция не менялась с 1970-х, однако на этот раз увиденное превзошло все мои ожидания. По существу (см. фото):

Грязь в витринах египетского зала кошмарная. Для того, чтобы нормально посмотреть или, что еще сложнее, сфотографировать памятник, надо найти такой ракурс, в котором не будут видны ужасающие разводы грязной тряпкой по стеклам, которых, видимо, знаменитый музей не стыдится.

Сверху витрины вообще кошмарны: на них лежит уверенный слой пыли, сквозь который пробивается свет жутких, десятилетия тому назад устаревших светильников. Можно сколько угодно кричать о финансировании и т.д., но за такое отношение к экспозиции в Европе хранителя давно выгнали бы вон.

Свет кошмарен. На великих памятниках – статуе Аменемхета III, знаменитой статуе Клеопатры VII – одном из главных памятников Эрмитажа, его визитке, свет такой тусклый, что памятник смотрится просто черным силуэтом на фоне старых полотнищ цвета детской неожиданности.

Внутри витрин, в частности, за прекрасным бюстом рамессидского царя, по светлому, выгоревшему холсту – отпечатки грязных, испачканных в чем-то коричневом мужских пятерней. Это дико бросается в глаза, но, видимо, никому не стыдно.
Знаменитый памятник – триада вельможи Аменемхеба с супругой и матерью находится на выставке в Японии. Думаете, об этом говорит аккуратная табличка с указанием инвентарного номера экспоната и дат изъятия и возвращения? Отнюдь! Прямо на грязную, пятнистую стену ниши, где он стоял, криво наклеена бугристая бумажка с фотографией памятника, с указанием страны, где проходит выставка. Ни корректного названия памятника, ни дат, ни подписи А.О. Большакова – бессовестного, потерявшего всякий стыд хранителя-бракодела там нет.

Жесткие пластмассовые таблички с надписью «не трогать» стоят прямо на саркофагах царицы Нахтбастетру и ее сына Яхмеса, уродуя вид памятников и элементарно царапая поверхность. Думали ли подарившие их Лихтенбергские, что к их дару будет такое отношение?

В углу зала стоит электронный девайс, призванный просвещать публику относительно Египта и коллекции. Фактических ошибок – десятки, причем очень грубых. Например, знаменитый некрополь Саккара, оказывается, находится севернее некрополя Абусир. Это все равно что показать карту, где Питер изображен южнее Москвы! Авторы разработки египетского искусства не знают. И дело не только в том, что тексты дико примитивны и плохо написаны. Они памятники не знают. Знаменитейшая гробница царя Сети I (фото) выдается там за гробницу его внука Мернептаха. Такого много.




Напоминаю: речь идет не о глухом деревенском краеведческом музее речь идет о Эрмитаже! Покинув Египетский зал, решили пройтись в сторону других культур Древнего Востока, памятуя о последних событиях, ИГИЛ и т.д. На ассирийских рельефах светильники настолько давно умерли, что не держат, видимо, заданную высоту: кое-где лампы висят на уровне середины рельефа, закрывая его от посетителей! Ну и апофеоз: на стене античных памятников Сирии, современников расцвета той самой Пальмиры, одна из плит, которую, видимо, вынимали из стены зала, вновь вставлена в экспозицию. Но как! Она вмазана туда гипсом, прямо по древнему мрамору, причем саму плиту удерживают в стене жуткие ржавые железные крюки, которые… не имеют необходимых прокладок, попросту и наголо впиваясь в мрамор. Думаю, лидеры ИГИЛ, увидев, были бы рады такому отношению к древним шедеврам в крупнейшем музее России.



И последнее, эмоциональное. Жаль, что на дворе толерантный XXI век, а не II тыс. до н.э. Иначе бы кое-кому давно за такое отношение к работе отрубили бы руки, если бы это была Ассирия, или бы отправили пожизненно трудиться на каменоломни, если бы это был Египет.


«Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы.
bloha_v_svitere
Оригинал взят у victorsolkin в «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы.


Фрагмент одного из пилонов "Египетских ворот" в Царском селе. 1827-1832 гг. (с) фото - Виктор Солкин, 2002 г.

Подлинные сфинксы Аменхотепа III на Университетской набережной, о которых много говорилось в контексте их недавней реставрации в 2002 году, являются лишь частью, хотя, безусловно и самой значимой, того уникального культурного явления, которое можно назвать «Египетский Петербург».

Читать и смотреть дальше...Collapse )

Петербург. Музей Обуховского завода.
bloha_v_svitere
Оригинал взят у babs71 в Петербург. Музей Обуховского завода.

Музей Обуховского завода сравнительно недавно стал общедоступным. Его часы работы оставляют желать лучшего - он работает только по будням. Тем не менее, музей на мой взгляд, довольно любопытный, так что предлагаю небольшую прогулку по его залам.
Макеты орудий, производившихся на заводе:

Read more...Collapse )

Глазами реставратора
bloha_v_svitere
Оригинал взят у homaaxel в Глазами реставратора
Из журнала сотрудников Эрмитажа - http://www.hermitageline.ru/ru/blog/view/glazami-restavratora

Сегодня мы предлагаем вам прогуляться по залам Эрмитажа не с экскурсоводом, а с реставратором. Подготовить этот короткий путеводитель нам помогла Мария Шулепова, сотрудник лаборатории научной реставрации станковой живописи.


— Реставратор видит картину не так, как обычный зритель, и не так, как искусствовед, — рассказывает Мария Шулепова. — Мы всегда помним, что живопись похожа на слоёный пирог. Первый слой — основа (это может быть холст, деревянная доска, иногда картон). Затем — грунт (его толщина и цвет зависят от предпочтений автора). Потом — красочный слой (он может быть исполнен масляными красками, темперой или акварелью). И наконец, лак, который выполняет защитную и эстетическую функцию.

В процессе жизни картины каждый из слоёв может претерпевать всевозможные изменения и разрушения. Иногда это химические процессы, происходящие в структуре живописи, иногда воздействия внешней среды, иногда поздние, не всегда корректные, реставрационные вмешательства, а иногда и механические воздействия.

Я смотрю на произведение живописи и понимаю, как оно сделано (исполнено в смысле живописных приёмов), какие у него есть проблемы, нуждается ли оно в реставрации и как продлить ему срок жизни.

Иногда это минус, потому что обилие технических подробностей не даёт насладиться красотой картины, проникнуться в полной мере её содержанием и энергетикой. Но зато это очень помогает в работе.
Как реставрировали картины Тициана, Джорджоне, Рембрандта...Collapse )

?

Log in