excursovod_spb


Содружество гидов и экскурсоводов СПб


Previous Entry Share Next Entry
40 малоизвестных фактов про Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге
bloha_v_svitere wrote in excursovod_spb
Оригинал взят у upsya в 40 малоизвестных фактов про Цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге
На прошлой неделе мне повезло побывать в нашем старейшем цирке в С-Петербурге - Цирке на Фонтанке.
Побывать не просто на экскурсии, а побывать за кулисами его в день, когда выступлений не было.
Нам показали цирк практически от и до, мы побывали и в царской ложе и в конюшне цирковых лошадей, на выставке клоуна Олега Попова и в единственном в России музее циркового искусство.
Было очень интересно, и я решил вспомнить то, что нам рассказывали в виде перечня малоизвестных фактов о цирке, и проиллюстрирую своими фотографиями.

1. Год назад цирку вернули его историческое название - Чинизелли. Сейчас для многих оно еще не привычно, но я за возвращение к оригинальным названиям и всячески приветствую возвращение Чинизелли в Питер.


2. Цирк в Санкт-Петербурге появился гораздо раньше оперы, балета и драмы. Уже во времена правления Петра I на улицах и площадях стали появляется временные деревянные здания для театральных и цирковых представлений.
А в 1736 на нынешней Манежной площади появляется слоновый двор, который простоит там довольно долго. Царица Анна любила зрелища и первая завезла сюда диковинного слона. Вот писали тогда
«Потом приведён был Индейцами и Персианами пред Летний дом от Надыр Шаха… в дар присланный Ост-Индский Слон в полном своём наряде. Её Императорское Величество изволила оного видеть и разных проб его проворства и силы более часа смотреть»
Слону царицы Анны недолго предстояло оставаться в одиночестве – после воцарения Елизаветы Петровны в 1741 году Надир-Шах присылает в Петербург аж 14 слонов, для которых на Фонтанке у Симеоновского моста (ныне мост Белинского) строится три больших светлых амбара с обязательным отоплением, на что из казны была отпущена сумма в 5000 рублей серебром – по тем временам сумасшедшие деньги.
Вот старая карта и место слонового двора. Аккурат там где и будет в дальнейшем построен постоянный каменный цирк



3. Кстати, Караванная улица, начинающаяся от фасада цирка Чинизелли и при Елизавете напрямую соединяла Летний дворец и Невскую першпективу, причем в названии сохранилась память о Слоновьем дворе – именно здесь находились караван-сараи для персиянцев-погонщиков слонов и дома для обслуги. По Караванной слонов выводили в город – показывать публике, причем известен строжайший приказ полицейской части Петербурга «о неучинении помешательства слоновщику в провожании слона» - сиречь погонщиков не оскорблять и не освистывать, в слона каменьями и палками не кидаться. Купали слонов в Фонтанке, соорудив деревянный настил.


4. Возвращаясь к Чинизелли и истокам создания цирка. В 1867 на площади у Симеоновского моста строится деревянный цирк Карла Гинне, который простоит там около 10 лет. В конной труппе выступала сестра Карла Гинне Вильгельмина, вышедшая незадолго до этого за итальянца Гаэтано Чинизелли. Гаэтано сам был итальянским подданным, главой большой цирковой семьи и сам был артистом цирка (наездник и дрессировщик лошадей).
Гаэтано приезжает в С-Петербург и через какое-то время, не без интриг скандалов и санта-барбары, получает контракт на строительство каменного здания цирка.
Здание цирка стало на тот момент уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект.Эта система была использована и при постройке Эйфелевой башни


5. За возможность построить специально спроектированное для цирковых представлений здание Чинизелли обещал «устроить на свой капитал сквер на Манежной площади».
Это обязательство Чинизелли выполнил – сквер сохранился до наших дней. Сейчас на нем находится фонтан и бюсты итальянских архитекторов (к скверу примыкает Итальянская улица)


6. Раньше в цирке, помимо традиционных цирковых жанров, превалировали шоу-представления - пантомимы. Что-то среднее между театральным представлением, шоу и перформансом(не люблю английские слова, но тут хорошо отражает суть)
Приведу пример водной пантомимы, описание с оф.сайта:
"В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан». В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин». Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск."


7. Малоизвестный факт. Царская ложа была спроектирована так великолепно, что за нее архитектору здания Василию Кенелю был пожалован бриллиантовый перстень.


8. Диаметр стандартной цирковой арены - 12.8 метра, выбран таким не случайно. При таком размере лошади могут галопом бегать по кругу, не сбрасывая наездников со своей спины


9. Последним владельцем цирка с 1891 до 1919 года был второй сын Гаэтано – Сципионе Чинизелли, который после революции уехал за границу. Цирк был национализирован и получил название «Госцирк».


10. Цирк это дом артистов. Они здесь практически живут. Здесь принято здороваться со всеми при встрече, приходя в гости в цирк.


11. Родоначальником цирка в современном понимании считается Филипп Астли, который в 1768 году создал «Амфитеатр Астли» и дал первое выступление в Лондоне. Однако его конкурент Джон Хьюджес решил использовать другое название, поэтому он заимствованное у римлян слово цирк. Хьюджес открыл свой «Королевский цирк» поблизости от «Амфитеатра», чтобы переманивать зрителей. В ответ на такую ярую конкуренцию Астли разнообразил программу жонглёрами, канатоходцами, гимнастами и клоунами. В итоге цирк приобрёл современные черты.


12. В цирке в ходу очень много специфических примет, вот наиболее запомнившиеся мне:
- Нельзя трогать руками чужой реквизит.
- Нельзя переходить дорогу артисту перед его выходом на манеж — может привести к травме.
- Нельзя садиться в сценическом костюме — неуважение к зрителям.
- Перешагнешь барьер манежа — останешься в цирке на всю жизнь
- Премьеру не работают в новом костюме.


13. Форганг – это занавес, отделяющий зрительный зал от закулисной части. Но для людей цирка оно значит неизмеримо больше.
С одной стороны форганга – праздник, восторженные глаза зрителей, успех, аплодисменты, с другой – ежедневный, тяжелый будничный труд.


14. Самым опасным животным для дрессировки является....медведь! Т.к. его недовольство тяжело увидеть - хвоста то нет, которым обычно машут или прижимают другие животные, в частности кошачие. Медведь же может наброситься абсолютно внезапно, не показывая недовольства перед этим.


15. Менялись артисты, номера, антураж и виды выступающих животных, но всегда в Цирке на Фонтанке выступали лошади. С открытия, когда порой на манеже выступало одновременно порядка 50 лошадей. Да и не будем забывать, что сам Гаэтано Чинизелли был наездником и дрессировщиком лошадей.


16. В табуне цирковых лошадей тоже есть вожак, лидер табуна. Важно, чтобы он своим примером "вел" за собой остальных


17. В далеком прошлом в Цирке Чинизелли был номер "Адская лошадь", где выступление шло в сочетании с огнем. (Ни одна лошадь не пострадала)


18. По давней примете все артисты Цирка Чинизелли, перед выходом на манеж, целуют нос лошади, лидера табуна. На самом деле нет, шучу :)


19. Целовать именно вожака не обязательно, можно любую:) Будем считать эти два шутливых факта антрактом:)


20. В 2011 году в Сочинском Государственном Цирке был установлен рекорд самой высокой пирамиды из людей на спинах движущихся лошадей. Высота пирамиды составила 4,5 метра. Пирамида была из трех человек: Эдгарда Запашного, Александры Блиновой и Кристины Грицаенко.


21. В конюшнях в Цирке Чинизелли сохранились оригинальные столбцы, в кадре виден один из них


22. А это авизо. Служебное расписание, вывешиваемое за форгангом для сведения артистов и персонала, указывающее время и очередность выхода номеров в манеж, либо во время представления, либо во время репетиционного времени.
Авизо обычно вывешивались за кулисами возле выхода на манеж.


23. До 10 апреля продлится в Цирке Чинизелли программа "Пусть всегда будет солнце", в которой участвует знаменитый клоун Олег Попов. Вот программа представления.


23. На втором этаже Цирка находятся зеркальные галереи, в которой можно делать самые популярные в Инстаграме селфи.


24. В царской ложи в советский период располагался оркестр. После реставрации в прошлом году царская ложа вернула свое предназначение, а оркестр переехал напротив, прямо над форгангом.


25. В цирке существует 8 основных жанров: Акробатика, Клоунада, Гимнастика, Жонглирование, Дрессировка, Эквилибристика, Жонглирование, Атлетика и Фокусы. Многие из них еще состоят из множества отдельных направлений.


26. Барьер(Писта) – невысокое ограждение по периметру манежа, с двумя раздвижными входами напротив друг друга и напротив форганга. Высота барьера, определялась исходя из расчета того, чтобы среднего роста лошадь четырехлетка, став на него передними копытами, могла свободно двигаться задними по манежу, а ширина, должна была быть такой, чтобы лошадь могла пройти по нему мелкой рысью. (Обычно это составляет полметра в высоту и треть в ширину.)
Сидеть на барьере спиной к манежу – "смертный грех" для любого артиста.


27. А вы знаете кто такой шпрехшталмейстер? Вот и я не знал до этого. Шпрехшталмейстер это ведущий цирковой программы . В обязанности Шпрехшталмейстера входит объявление номеров программы, участие в клоунских репризах, руководство униформистами, наблюдение за выполнением правил техники безопасности, организация репетиций.
В Цирке Чинизелли шпрехталмейстером работает уже много лет Юрий Антонович Лысенко. Юрий, спасибо вам за ваш труд, порой не видимый нам, зрителями :)


28. В царской ложе Цирка на Фонтанке очень примечательные ширмы. На них нанесены эскизы оригинальных костюмов участников пантомим в цирке при Чинизелли.


29. Из удобств царской ложи - отдельный туалет, отдельный вход, зона отдыха и лучший вид на манеж. Все удовольствие стоит около 8000руб(это максимум, вроде в зависимости от времени представления есть дешевле).
Не заоблачные надо сказать цены. 100 евро :)


30. В Цирке проходит сейчас выставка посвященная клоуну Олегу Попову. 17 марта она переедет в Корпус Бенуа, что при Русском музее. Там будет проходить выставка Цирк, рекомендую посетить!


31. Олег Попов был первым советским клоуном, которого в 1955-м выпустили на гастроли за границу. Тогда на его концерты в Англии, Франции, Бельгии пришли королевские особы и первые лица государств.
Нашел интересное интервью с ним, рекомендую. Справа одна из его легендарных клетчатых кепок


32. Еще интересные факты об Олеге Попове:

- Получив в цирковом училище специальность эквилибрист-эксцентрик, Попов по направлению едет в Тбилиси, где в течение двух месяцев пробует себя в роли комика. Там он выступает с номером «Сон на проволоке», который на долгое время становится его визитной карточкой.

- В 1951 году начинающий клоун Попов участвует в смотре молодых артистов. Его талант замечает известный клоун Карандаш (Михаил Румянцев) и берет к себе ассистентом. Под началом Румянцева Попов становится коверным клоуном.

- Прообраз Солнечного клоуна впервые появляется на арене Саратовского цирка. Вышло все случайно. В цирке заболел клоун Боровиков, и дирекция попросила тогда еще эквилибриста Попова заменить коллегу, чем спасти представления. Олег согласился и появился перед публикой в легендарной черно-белой клетчатой кепке. Почти месяц Попов смешил народ, после чего окончательно решил стать клоуном.

- Первая роль, которая принесла артисту настоящую известность, – Повар. Этот ловкий малый может жонглировать вилками, ножами, тарелками и чашками и при этом уплетать за обе щеки вареный картофель.

- В одном из выпусков новогоднего «Голубого огонька» Повар Попова скрупулезно сервирует праздничный стол. Вдруг замечает, что он забыл его накрыть скатертью. Чтобы не ударить перед гостями в грязь лицом, Повар складывает скатерть, берет огромные ножницы, вырезает дырки и одним движением руки идеально накрывает на стол. Публика рукоплещет. Больше никому повторить номер так и не удалось.

- Артист любил пародировать номера других жанров. Если перед ним выступал иллюзионист, он тут же отвечал ему репризой «Химчистка»: черный петух проходит через самоварную трубу и становится белым.

- Олег Попов убежден, что в репертуаре уважающего себя клоуна должны быть сатирические репризы. Сюжеты для них он берет прямо из жизни.

Как–то раз посетив бездушного врача, Олег Константинович придумал репризу «Утопленник».

Врач нехотя осматривает пострадавшего, через силу неаккуратно ставит ему укол. Вскрикнув от боли, «утопленник» очнулся. Врач проверяет у него документы и, ужаснувшись, отдает приказ санитару: «Взять и утопить обратно!».
А дело в том, что больной проживает не на его участке.

- Ошеломительный успех небольшой сатирической зарисовки, подтолкнул Попова к созданию целого спектакля. Так появилось «Лечение смехом». Олег Константинович сыграл роль главного врача поликлиники «Будь здоров!».

Акробат с больной ногой уходит от него на руках, человека, желавшего усидеть на двух стульях, главврач распиливает на две части, а пьяницу, увиливающего от работы, разоблачает с позором.
При этом все действие сопровождается добрыми шутками. Пациент в страхе поглядывает на кипящий стерилизатор, но доктор неумолим. Подходит, серьезный, к аппарату, поднимает крышку и вынимает оттуда… сочную сосиску.
Со своим спектаклем Попов выступал примерно два года.

- Одна из самых любимых реприз самого Олега Константиновича – философская и лиричная история «Луч». Клоун собирает солнечный луч в корзинку, но перед тем как скрыться за кулисами, отдает его зрителям.

- Олег Попов переехал в Германию в 1991 году. Там он женился на немке Габи Леманн. Они вместе придумали собственную программу и до сих пор выступают дуэтом.

- Весь реквизит для номеров клоун Попов делает сам в своей творческой мастерской.

- Немцы считают Олега Константиновича национальным клоуном. Для них он Счастливый Ганс, который любит свое дело и много гастролирует по миру.

на фото его знаменитый олимпийский велосипед, сделанный к ОИ1980 .


33. Мало кто знает, но при цирке уже много лет работает первый в мире Музей циркового искусства. Запись на экскурсию предварительная, и стоит она 100 рублей с человека.
Нам экскурсию по цирку и музею вела заведующая музея Екатерина Шаина и это была одна из самых интересных экскурсий в моей жизни! Спасибо еще раз!


34. В музее собрано огромное количество цирковых артефактов. Но без экскурсовода там делать нечего, т.к. абсолютно каждый экспонат хранит в себя супер историю и тут конечно нужно слушать гида.


35. Цирк это традиции, передаваемые из поколения в поколение. Из семьи в семью. Именно поэтому тут очень распространены цирковые династии. Дети буквально с рождения впитывают в себя атмосферу цирка. Они с малых лет уже помогают родителям на работе и участвуют в представлениях. Кио, Дуровы, Запашные, Филатовы, Багдасаровы - эти фамилии знакомы еще с детства нашим бабушкам и дедушкам :)


36. Во время блокады цирк был закрыт. Часть артистов эвакуировали, часть вошла в состав концертных бригад, а часть осталась в цирке, где и жила, заботясь о животных цирка.
В частности в цирке оставалась во время блокады семья Запашных. Вот очень интересные воспоминания о блокадных годах Анны Запашной, дочери основателя династии Михаила и двоюродной бабушки Аскольда и Эдгара.


37. В продолжение военной темы история про артиста Цирка на Фонтанке - коверного клоуна Бориса Вяткина.

Коверный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами.
В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду.
В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках.
Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта.
В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого.

В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года.


38. Реклама представления цирка всегда играла главную роль для аншлагов, еще с давних времен. Цирк 19 века, особенно передвижной, пользовался афишами и «живой» рекламой - по приезде в город труппа артистов в сценических костюмах, в сопровождении дрессированных животных, проходила кавалькадой под звуки оркестра по гл. улицам, приглашая зрителей посетить цирк.
Стационарные цирки Санкт-Петербурга, Москвы и др. городов, а также гастролёры извещали о начале своих выступлений в афишах, публиковали в газетах и журналах объявления с фотографиями артистов, подробным перечнем номеров программы, с кратким описанием главных трюков. Текст обычно составлялся в преувеличенно хвалебном тоне; для характеристики исполнителя и номера подбирались эпитеты и образы, призванные поразить воображение: «человек-лягушка», «женщина-паук», «человек без нервов», «чёртов мост» и др.
А чего стоил один слон. Люди шли на него всегда. И этим порой пользовались в то время - анонсировали выступления слона, а потом выяснялось, что слон приболел и не может выступить. Ну или не доехал из-за погоды :) Цирк да и только :)


39. Несколько цирковых терминов, значение которых вы могли не знать:
Антре — отдельный и самостоятельный выход клоунских персонажей, часто состоящий из небольшой сценки или пантомимы.
Реприза — короткая клоунская интермедия, которая обычно разыгрывается в перерывах между номерами.
Шапито — разборный передвижной цирк, который в простейшей форме представляет собой негорящую брезентовую прорезиненную палатку.
Эквилибр — очень распространенный цирковой жанр, вливающийся во все ответвления акробатики. В простейшей форме состоит из стоек в равновесии на руках или ногах на мертвой или движущейся точке опоры.
Каучук — цирковой жанр, где исполнитель демонстрирует гибкость мышц тела и подвижность суставов. Одно из старых рекламных названий этого жанра, встречающееся на цирковых афишах, — «Женщина-змея».
Комплимент — это акцентированное принятие исполнителем статической, торжественной позы, применяемой после завершения трюка, серии трюков, всего номера либо при выходе на аплодисменты.


40. В соседнем здании с цирком находятся гостиница, в которой живут гастролирующие артисты. И ветеринарная клиника.


41. На написание этого поста я потратил около 5 часов (+полчаса обработка фоток). И пожалуй я готов теперь сам водить экскурсии по цирку:))

Я благодарю за организацию экскурсии пресс-секретаря цирка Елену Молчанову, а за проведение ее заведующую музея Цирковых искусств Екатерину Шаину!
Спасибо всей дружной семье Цирка Чинизелли за гостеприимство и позитив, который вы дарите зрителям!
Tags:

?

Log in